ГлавнаяМифы и легендыМифы Древнего Египта

Имхотеп. Древнеегипетские храмы

Мифы Древнего Египта: читайте «Имхотеп. Древнеегипетские храмы» на сайте Детский Класс


Имхотеп. Древнеегипетские храмы - читать онлайн


Фараоны воздвигали во свою славу дворцы — для земной жизни, и вечные пристанища — пирамиды, мастабы и (с Нового царства) гробницы — для потусторонней. Зодчим, камнетёсам и ваятелям, трудившимся ради своего великого владыки, помогали Птах и его сын Имхотеп — покровитель ремёсел, искусств, мудрости, знаний и наук.

Исторически Имхотеп — визирь фараона Джосера (III династия), зодчий, строитель ступенчатой пирамиды Джосера в Саккара, Имхотепу приписывалось авторство "Книги планов храма" — свода архитектурных канонов и наставлений для скульпторов и зодчих ("Книга" не сохранилась; неизвестно, существовала ли она в действительности). В Поздний период Имхотеп был обожествлен и стал считаться сыном Птаха. Греки отождествляли его с Асклепием.

Все ваятели, зодчие и писцы перед началом работы совершали возлияния в честь Имхотепа, а во время работы отождествлялись с ним. Только благодаря Имхотепу и великому Птаху-Татенену они смогли воздвигнуть храмы, поражающие своим великолепием.

Древнеегипетский храм начинался с аллеи сфинксов; величественные каменные изваяния, стоящие в ряд по обе стороны аллеи, оказывали психологическое воздействие на идущего в храм, помогая ему отрешиться от суетных мирских мыслей и настроиться на общение с божеством. Аллея сфинксов обычно начиналась от берега Нила — от того места, куда во время разлива доходила вода (символ границы жизни и смерти).

В конце аллеи возвышались пилоны (греч.; егип. бехен) — плоские башни с наклонными стенами. Проход между пилонами был узкий: во время наплыва народа в дни религиозных празднеств толпа, протискиваясь сквозь проход, редела и, таким образом, порядок устанавливался сам по себе. Пилоны были покрыты росписями, перед каждым пилоном высился обелиск, мачты с флагами и стояли статуи фараонов и богов.

За пилонами находился колонный двор. Здесь можно было творить молитвы у изваяний богов бесплатно. В конце колонного двора, напротив пилонов, был вход в гипостильный колонный зал; чтобы войти туда, надо было уплатить пеню жрецам. Зал освещался через окна в потолке; окна прорубались наискось, чтобы в помещение попадали только косые, нежаркие лучи. Капители колонн имели вид связок папируса или бутонов лотоса. "Залы как бы воспроизводили нильские заросли, где расцветшие стволы папирусов возвышаются над рядами ещё не успевших распуститься стеблей. Такая трактовка зала хорошо сочеталась с общей древней символикой храма как дома божества <...>, которое <...> рождается из цветка лотоса. <...> Крылатый солнечный диск, обычно рельефно изображавшийся над дверью, как бы вылетал из нильских зарослей"

В конце храма находилась комната, где хранилось главное изваяние бога, которому посвящен храм — "святая святых". Входить туда имели право только жрецы и фараон и только в определённые дни. (Таким образом, весь древнеегипетский храм построен на идее стремления к божеству и невозможности его познать.) Во время празднеств статую бога облачали в парадные одежды и на священной ладье (тоже хранившейся в храме) выносили к торжественному шествию, иногда — открытую для всеобщего обозрения, иногда — завешенную покрывалом, чтобы ее не оскверняли взгляды черни.

Заупокойные (поминальные) храмы первоначально пристраивались к пирамидам с восточной стороны. В эпоху Нового царства, когда от строительства пирамид и мастаб-мавзолеев отказались, заупокойные храмы строили на берегу Нила, обычно в том месте, куда во время разлива доходила вода, а гробницу прорубали напротив храма в скале. Назначение заупокойных храмов — место поминовения и принесения жертв душе Ка усопшего.

Еще мифы и легенды:



Другие мифы и легенды:



С незапамятных времён до наших дней дошло огромное количество мифов и легенд, возникавших в своё время практически во всех странах мира. Каждое предание, сказание, былина или легенда отражали мудрость и самобытность своего народа, уникальные условия его становления и развития. Именно эти особенности жизни каждого этноса чётко прослеживаются в его народном творчестве, культуре, верованиях, быте.

Легенды и мифы переходили из поколения в поколение, из уст в уста, сохраняя мудрость предков, и передавались в качестве наследства в назидание своим потомкам. Одной из главных причин возникновения сказаний и легенд была попытка объяснить неизвестное, то, что всегда завораживало и пугало людей: давая описание загадочных явлений и событий, предки создавали такую историю, которая восполняла этот пробел в знаниях об устройстве мира. Не понимая механизма возникновения тех или иных природных явлений, восхода и заката солнца, смены времён года, они придумывали существование неких божеств или необычных существ, наделенных особой силой, которые и управляли всеми этими загадочными и необъяснимыми событиями и явлениями. На нашем сайте собрано большое количество мифов и легенд разных народов мира, а также русских народных былин, сказаний и летописей, преданий и прочих произведений древнерусской литературы.